Воскресенье, 18.02.2018, 23:11
Приветствую Вас, Гость

МЫСЛИ И АФОРИЗМЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ

1. Неужели всем ученикам преподается одно и то же? - Да, - отвечу я, - одно и то же.                                                                                  (Н. Перельман)

2. Игра на фортепиано - движение пальцев, исполнение на фортепиано - движение души.                                                                         (Антон Рубинштейн)

3. ... рояль является лучшим актером среди инструментом... (Г. Нейгауз)

4. Сидеть за фортепиано нужно свободно, не делая излишних движений, не раскачиваясь, без гримас, шипения, так, чтобы играть было легко, а смотреть слушателю на пианиста приятно. (Антон Рубинштейн)

5. Надо постоянно работать... над освобождением всех своих мышц, так, чтобы они были абсолютно свободны и подчинялись приказам мозга.... все начинается с ослабления мышц. Пока мышцы натянуты как канаты, ничего путного не выйдет. Рука и локоть никогда не должны быть зажаты. (К. Игумнов)

6. Играйте всегда пальцами, то есть как можно меньше двигайте руками, которые - как и плечевые мышцы - должны быть совершенно свободны. Руки следует держать почти горизонтально, с небольшим наклоном от локтей к клавиатуре. Старайтесь ударять клавиши посередине, кончиками слегка согнутых пальцев. (И. Гофман)

7.Играйте столько, сколько нужно, сколько хочется, сколько позволяют силы. (К. Игумнов)

8...Работа над гаммами и арпеджио приносит огромную пользу, если достигается качество отделки. Гамма должна звучать красиво, легко, свободно, блестяще. Этюд также приносит пользу лишь с того момента, когда исполняется совершенно гладко, без запинки. Поэтому выучить один этюд блестяще полезнее, нежели десять - хорошо. (Л. Николаев)

9. Не просто сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, а исполнить ее быстро и так, чтобы она вызывала эстетическое удовольствие - вот цель работы над гаммами! (Е. Либерман)

10.Если, положа руку на сердце, говорить о самом главном в тренировке пианиста, то это все же гаммы. Они - основа основ...(Э. Гилельс)

11. ... гаммы и арпеджио обучают игре. Это - словарь пианиста... (М. Лонг)

12. ... аккорды должны всегда играться свободной рукой. Пусть рука взмахнет кистью над клавишами,а затем вместе с кистью тяжело упадет на них пальцами, приготовленными к попаданию на соответствующие клавиши еще в воздухе, а не после падения вниз, как делают многие. (И. Гофман)

13. Неуклюжая и некрасивая аппликатура не может породить красивую звучность. Уродливое на глаз уродливо и на слух. (М. Лонг)

14. Ты говоришь, что дома у тебя "выходило"? Так сиди и играй у себя дома. Тем, кто тебя слушает, нет решительно никакого дела до того, как ты играл дома или вчера. Нужно независимо от обстановки или настроения уметь дать лучшее, на что ты способен. (А. Гольденвейзер)

15. Удалось не ошибиться - это еще отнюдь не мастерство, а скорее всего опасная помеха ему или счастливая случайность. Удалось ошибиться - это уже более высокая ступень, некоторое достижение, шаг по пути к виртуозной технике. Не удалось ошибиться - вот высшая точка, знак того, что пианист действительно овладел данной моторной трудностью. (Г. Коган)

16. Если хочешь научиться быстро играть, научись быстро думать. (Б. Печерский)

17. Этюды - это пища не только для пальцев, но и для ума. (Б. Печерский)

18. Для того чтобы "свысока смотреть" на виртуоза, сначала необходимо до него дорасти. (Б. Печерский)

19. Игра в ансамбле в 4 руки - это "Чувство локтя" в прямом и переносном смысле. (Б. Печерский)

20. Чтение с листа - это навык, который при любых способностях необходимо ежедневно тренировать. Если читать с листа по 5 минут в день, то через 50 лет вы достигнете в этом деле совершенства. Кому хочется раньше - высчитывайте соответственно.(Б. Печерский)

21. Ничто так не прочищает голову и уши музыканта, как умение транспонировать. Хороший пианист - "сам себе   трубочист".                 (Б. Печерский)

22. Выход на сцену  - всегда праздник; уход - далеко не всегда. Мораль: радуйся выходу. (Б. Печерский)

23. Десять пальцев пианиста - это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают; их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать. (Б. Печерский)

24. Пианисты бывают трех категорий. К первой относятся те, кто играет на сцене как бы " в беспамятстве". Это - наихудшая категория. Представители второй хорошо себя слышат, но очень переживают во время исполнения по поводу своих недостатков. Это  - -констататоры. И только третья категория - это большие артисты. В движениях рук и туше они предвидят, как прозвучит рояль.               (Б. Печерский)

25. Извечные вопросы искусства: что такое талант и что такое гений? Мне кажется, талант - это норма в превосходной степени, а гений - это отклонение от нормы. (Б. Печерский)

26. Игра на рояле - это такой же естественный процесс, как прием пищи. Когда человек ест, он не думает каким движением и по какой траектории нести ложку ко рту, чтобы не промахнуться и не облиться. Он делает это бессознательно, опираясь на ежедневный многолетний опыт. К таким же бессознательно точным движениям надо стремиться и в фортепианной игре.

27. Гены в музыке останутся на всю жизнь "Чебурашками", если не получат соответствующего развития и воспитания.

28. Движения рук и пальцев должны строго соответствовать художественным намерениям. Не уподобляйся вороне, которая часто машет крыльями, не отдавая себе отчет.

29. К Басу надо относиться как к "Его Величеству". В противном случае, госпожа Мелодия останется не более чем вдовствующей королевой.

30. Играя на рояле, надо постоянно задавать себе вопрос "Бить или не бить?"

31. Не стоит "вешаться на шею" каждой фразе. Помни о чувстве собственного ритмического достоинства.

32. Хороший вкус исполнителя, как и все прочие "хорошие манеры" - прерогатива не рождения, а воспитания. (Борис Печерский 25-32)

 

Н. Перельман "Несколько советов юным исполнителям"

1. Шесть дней трудись, седьмой играй, играй, играй.

2. Пой не за роялем, а на рояле.

3. Аккомпанируй себе не громче, чем ближнему своему.

4. Не шепчи, ибо тебя даже ближний не услышит.

5. Будь суеверен - бойся недоработанной программы.

6. Люби полифонию смолоду, тогда и в старости она будет тебе верна.

7. На свои концерты приноси ноты только (только!) в голове, но не в портфеле.