Вторник, 26.09.2017, 01:09
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Конкурс "От форте до пиано"

КОНКУРС ПИАНИСТОВ  «ОТ ФОРТЕ ДО ПИАНО»

В п. Оса 15 марта 2014 года прошел Зональный фортепианный конкурс «От Форте до пиано» учащихся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Усть-Ордынского территориально-методического объединения (ТМО). В конкурсе приняли участие около пятьдесят учащихся  ДМШ и ДШИ из Аларского, Баяндаевского, Боханского, Жигаловского, Ольхонского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов. Конкурс проходил по трем группам: младшая, средняя и старшая. На суд жюри (в его составе – преподаватели Иркутского музыкального колледжа имени Ф. Шопена Мутина Н. Н. и Коваленко Е. Ю.) каждый участник представил два произведения: полифонию и пьесу. Что такое полифония? Полифония – буквально это значит многозвучие, многоголосие. И хотя в музыке мы, как правило, слышим много звуков, много голосов, тем не менее не всегда она полифонична. В чем тут дело? Полифония – это принцип музыкального мышления, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны. Каждый из них ведет одинаково важную мелодию. Нет главных и подчиненных. Полная демократия. Однако демократия вещь не простая. Хотя она и предполагает свободу проявлений, в ней должен быть порядок. Иначе голоса друг друга просто не услышат. Поэтому полифоническую музыку чаще сочиняют по правилам. Один голос пропел или проиграл мелодическую тему. Другой повторил. (Имитация – «подражание», «подделка», т.е. повторение темы в другом голосе). На этом строится большинство полифонических произведений. Но все не так примитивно. Во-первых, голосов может быть сколько угодно ( хоть весь оркестр или хор). Во-вторых, голос, который тему уже исполнил, не замолкает. Он продолжает свою линию - более корректно, меньше привлекая к себе внимание, как бы отойдя в тень. Через некоторое время, когда все голоса выскажутся, первый голос вновь берет слово, то есть проводит тему. Разумеется, если просто механически все это повторять – получится очень скучно. Интерес заключается в том, что основную тему голоса каждый раз проводят по-новому: в других тональностях, ладах, ритмах и т.д., отчего все вместе получается весьма затейливо и даже увлекательно. Полифоническая музыка привлекает своей стройностью, логичностью, рационалистичностью. Она более сдержанная и строгая. Где можно услышать полифонию? В фуге И. С. Баха и в сонате Л. Бетховена, в симфонии Д. Д. Шостаковича и в хоровом концерте Д. С. Бортнянского, и даже в песне «Битлз».

В детской музыкальной школе полифонию дети начинают учить с 1-2 класса.  Старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, арии, сюиты, маленькие прелюдии Баха. В старших классах наиболее сильные ученики начинают играть двух и трехголосные инвенции, прелюдии и фуги из ХТК Баха. Это требует от учащихся техническую оснащенность,   грамотное понимание текста, развитого полифонического мышления и трудолюбие. Пьесы на конкурс выбирались на свободную тему. Итоги конкурса: в младшей группе всего участников – 21, места распределились так. 1 место – Маглаева Арина (п. Усть-Ордынский),    2 место  поделили между собой Хунхенова Ирина  (п. Бохан), Николаев Сергей  (п. Усть-Ордынский), Бахрунов Андрей (п. Усть-Ордынский), 3 место – Соловецкая Дарья (п. Бугульдейка). Преподаватель Рыкова М. В. Даша исполнила «Прелюдию» И.С. Баха и пьесу Г. Пахульского «В мечтах». В средней группе участвовали 16 человек. 1 и 2 места не присудили никому. Три 3 места получили Борхонова Юлия (Усть-Ордынский), Костырева Елизавета (Баяндай) и  Балдакшинова Ольга (Оса). В этой группе дебютировали наши учащиеся класса преподавателя Поповой Л.Г. Безшейко Ирина и Олькина Диана. К сожалению, из-за волнения и неуверенности наши ребята не смогли достойно показать себя. В старшей группе приняли участие 9 сильнейших пианистов школ ТМО. Весьма сложную программу представили все участники этой группы. 1 место достойно завоевала Баинова Алена (Усть-Ордынский). 2 место – Михайлова Анна (Усть-Ордынский). Эти ученицы класса преподавателя Харинаевой Ирины Геннадьевны – педагога яркого педагогического и профессионального мастерства. На 3 месте – Малханова Марина (Оса) и  Кондратова Ирина (Еланцы). Преподаватель Попова Л.Г. В конкурсной программе Ирины: И. С. Бах «Трехголосная инвенция» c-moll и Я. Сибелиус «Ель». Спасибо, Ирина - защитила честь школы! Трудолюбивая, усердная ученица. По характеру скромная, мягкая, органичная. Большие надежды мы возлагали на Попову Софью, Мальчикову Юлию и Струнникову Александру. Им, наверное, не хватило уверенности в себе, ровности в исполнении, хотя эти учащиеся являются неоднократными лауреатами в различных  пианистических конкурсах. Надеемся,  что в будущем они докажут, что они лучшие. Среди конкурсантов из разных школ много знакомых лиц. Эти ребята участвовали в конкурсе «Ольхонская Лира» и не раз приезжали к нам. Приятно было их послушать и оценить их фортепианное исполнительство. Особенно стабильные и крепкие в музыкальном плане усть-ордынские воспитанники. Все участники получили грамоты и сладкие призы. Специальными призами за  лучшее исполнение музыкальной программы  наградила Осинская ДШИ   трех учащихся. Это  Петухова Оля (Оса), Банаева Анастасия (Усть-Ордынский) и Попова Софья (Еланцы). Приехали мы с конкурса под большим впечатлением. Детская школа искусств п. Оса располагается на третьем этаже красивого здания в самом центре поселка. Современная школа, с  прекрасным концертным залом, имеются три хореографические залы с зеркалами во всю стену,  удобный хоровой класс, кабинеты для индивидуальных занятий, санузлы. Созданы идеальные условия для детей и взрослых для учебной и творческой работы.  Просто от души завидуем осинцам!

Директор РДМШ   С. Г. Александрова

Категория: Мои статьи | Добавил: Stalina (09.04.2014)
Просмотров: 341 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: